× × ×
Внезапно, «Пятый персонаж» Дэвиса на исходе своей первой трети зацепил, и вписался в жизнь в лучших традициях большого фикшна.
Последний раз такое было с Митчеллом, который в Атласе также раскачивался-раскачивался первые две сотни страниц, а потом как! Как!!! • #прокниги - × × ×
Пятый персонаж начинается в семье, живущей в небольшом городке, в Канаде начала 20-го века. И это такая «многоконфессиональная» коммуна, а главный герой-рассказчик своей практичностью больше всего похож на Холдена (из сэлинджеровской НПВР), но лишенный при этом колфилдовской отстраненности, граничащей с аутизмом. - × × ×
Где-то в конце первой четверти книги начинается первая мировая, и наш герой отправляется с добровольческим канадским контингентом в Европу. И все бы ничего, если бы в это время мы не начали смотреть на первую мировую глазами героев Даунтонского аббатства. - × × ×
(Отдельно стоит сказать, что книга ждала своего часа где-то с прошлой осени, поставленная в список по рекомендации кого-то из соционического форума (надо будет найти потом) в ветке про «джековские книги», вместе с несколькими другими хорошими произведениями.) - × × ×
А еще Дэвис выдает совершенно замечательные тезисы об устройстве человеков — по-колфилдовски прямо, но в то же время без цинизма и горечи, скорее, с пониманием того, что люди слишком люди, и их в этом бессмысленно винить, это нужно учитывать, и не ломиться поперек. - × × ×
Если я правильно понимаю направление, в котором книга идет (непонятно, как его здесь записать, чтобы я потом сам понял, что имею в виду, и чтобы не было спойлеров), то это должно быть очень, очень хорошо. - × × ×
Рамзи (выросший в религиозной семье канадских поселенцев, живших очень строго, абсолютно практичных) об английской семье, с которой он познакомился после французских окопов: «По причине войны Марфлиты жили очень скромно: только двое слуг и садовник, приходящий три раза в неделю». И это тот самый юмор, ирония над ситуацией, которые можно понять только из контекста, который лучше всего видны на контрасте между полудеревенским парнем, отец которого сам пишет статьи и печатает на станке городскую газету, и полудворянской семьей, дочь которых из чувства долга пошла в сестры милосердия (привет, Даунтон!). - × × ×
А вот про скуку при делах: «Скуки, подобно армейской, я не испытывал ни до, ни после, она тяжелым свинцом наливала каждую клеточку моего тела. Обычно скука ассоциируется с бездельем, но тут был совершенно другой случай, ведь пехотинец, проходящий боевую подготовку, не знает покоя с утра до позднего вечера, а затем спит как убитый.  Ту скуку, о которой я говорю, порождала отрезанность от всего, что украшает жизнь, или возбуждает любопытство, или расширяет горизонты восприятия. Это была скука выполнения бесконечных задач, ничего не дающих ни уму, ни сердцу, скука приобретения навыков, без которых ты бы с радостью обошелся.  Я научился шагать в ногу и поворачивать по команде, научился стрелять и держать себя в опрятном (по армейским стандартам) виде, в частности — заправлять койку, чистить сапоги, до блеска надраивать пуговицы и накручивать себе на ноги длинные полосы толстой, навозного цвета ткани, и все это — единственным положенным образом. Я научился все это делать, и даже делать хорошо, хотя и не видел в том особого смысла.» - × × ×
Сказать «о, как знакомо» — значит сильно преуменьшить эффект узнавания. - × × ×