× × ×
Попробовал уложить в один комментарий то, что интересно (мне) сейчас про чтение и книги. Вытащил из комментария и принёс к себе: оптимизма для чтения как такового очень много, для книг мало. • #прокниги - #книгабудет
1. Любопытны для меня сейчас всякие истории про микрониши (аналог pop-up stores, небольшие рыночные зоны с небольшим числом читателей, но легко и дёшево/автоматически создаваемые) и бандлинг книг (точнее, _текстов_) с не-книгами, а из будущего — анализ способов чтения и его способы применения. И ещё вот про моду на чтение-как-медленное-потребление и его представление «декадентской блажью» и «прогрессивным погружением» одновременно (это тоже про ниши, в общем, но уже идеологические, и про маркетинг не книг, а чтения). - × × ×
2. Удивительным (для меня) источником ренессанса чтения становится распространение грамотности самым неожиданным способом — через соцсети. Понятно, что «фейсбук для старпёров» и «инстаграм = тренди», но факт в том, что общинная природа человеков толкает их в «вынужденную грамотность», чтобы не остаться совсем за бортом своего сообщества. Это очень особая _грамотность_, конечно, часто церковно-приходская, но её уже достаточно, чтобы читать Сэлинджера и прочую Кристи, а это само по себе большой успех соцсетевого ликбеза. - × × ×
3. Книгам тяжело тягаться со всеми остальными «артефактами быстрого потребления» на витринах, у них только обложки-иллюстрации для этого есть, да ещё вот экранизации и награды. Ничего из этого не передаёт тот взрыв мозга, который производит книга-длиннотекст в мозгу читателя, и потому по умолчанию книжный формат проигрывает и будет проигрывать всему остальному медийному — играм, фильмам, музыке, новостям и даже сборникам статей (они же «журналы»). - × × ×
4. Зато у длиннотекстов появились новые свойства и «заклятые друзья» в виде социальных интервебов. Новое распространение длиннотекст получает, по-моему, не только за счёт привычных промо и продаж, а за счёт цитат, ремиксов, статусов в ВК и всей вот этой нарастающей экосистемы, которая разрастается из цепляющих книг. Промо-ресурса на все (даже яркие) книги не хватит, а вот найти своего нового читателя через сеть поклонников и внезапно обрести фан-клубы, когда нужные читатели нашли «своего» автора и влюбились, для книги — вполне реально. Хоть и долго. - × × ×
5. Авторам в целом и дальше светит ещё большее ничего. Писательство — не бизнес-модель, и останется там теперь примерно навечно. - × × ×
6. Издание книг по мере перерождения рынка и издателей снова меняет местами полюса, если можно так сказать. Если в прошлом веке издатели пропускали через себя авторов, вкладывали в создание издания некоторые деньги, дальше снимали прибыль с продаж вместе с магазинами, то теперь, кажется, таких издателей останутся вообще стойкие единицы — нужна очень большая доля внимания людей, чтобы его конвертировать в продажи-деньги, а их — в новые книги. Очень высокий порог входа, если не умеешь находить это внимание. - × × ×
7. Будущее книгоиздания выглядит довольно странным, хоть и не новым и не революционным. - × × ×
8. Путь автора — от повести-сингла (в терминологии kindle single) к краудфандингу, на этом же этапе впервые поднимается сумма на редактуру и немного маркетинга читателями, затем уже будет контракт с разными издателями (и попадание в микронишу), если автор хорош и стабилен. Потом издатели переиздадут и ранние синглы, чтобы дополнить линейку, и процесс будет воспроизводиться, пока автор способен писать продаваемые книги. - × × ×
9. А вот путей у издателя становится меньше — сами по себе книги перестают быть надёжным и устойчивым продуктом, для существования нормальной редакции, вёрстки и маркетинга нужно меньше книг (и работы над ними), и больше продаж. ¶ Поток входящих текстов растёт, но если книги читают и покупают меньше, то небольшой издатель начинает класть зубы на полку (и аутсорсит большую часть работ). Это приводит к интересному выводу, который сейчас сделали парни в газетах (подойдя к нему с другой стороны). Кроме книг у тебя должен быть их FMCG-аналог. Через него ты дополучаешь продажи и загружаешь пустые мощности, а за счёт продаж дофинансируешь книгоиздание до доходности и мирового признания (кармы за книги дают больше). Так появляются «редакционные» синглы — упакованные и отредактированные блогпосты, серии журнальных статей и прочие «нехронологические серии». - × × ×
10. Что совсем кажется скучным: любые способы реанимации бумаги en masse (т.е. в артефакты из бумаги я верю, в широкую продажу бумажных томов через 20 лет — нет), разговоры о смерти чтения, о неактуальности классики, о победе твиттера и пр. - × × ×
11. Про копирайт говорить тоже скучно, но есть эффект от законов этого и прошлого века, который привёл к тому, что гигантское количество литературы просто «исчезло» уже для нашего поколения, так как её некому оцифровать из-за неясности с правами, а бумажные экземпляры за полвека просто вытряхнут на свалки. Что-то гугл и библиотекари (с ними же пираты и энтузиасты) спасут, конечно, но многие вещи и авторы, которые казались мне в детстве «общим местом» и культурным кодом, просто исчезнут потому, что никто не знал, у кого права — на текст, на перевод, на переиздание. И книга, казавшаяся всем известной, не будет оцифрована. - × × ×
12. Ещё скучно про книги и мультимедию, и про любые способы их «пересовместить». Даже бандлинг (книга+фильм, книга+коллекционный альбом и пр.) работает не за счёт того, что книгу совместили с фильмом, а за счёт того, что это два разных продукта совместили в одной упаковке (потребляются они всё равно раздельно). Вот у этого способа продавать книги большое будущее — потому что если сделать по Облачному атласу серию фигурок, а потом пару музыкальных альбомов, группу поп-кореянок и добавить соль по вкусу — иными словами, превращать сюжеты в франшизы, то можно продать очень много разных штук, и охватить огромное количество различных аудиторий одним продуктом. Даже если сначала он был довольно сложным. - × × ×
13. (Поэтому мне интересно про новые методы нарратива и про банды, которые «оживляют» сюжеты и выращивают из них целые деревья. Маркетинговые отделы больших компаний это умеют давно и успешно делать с фильмами и комиксами, а вот небольшие группы, которые работали бы с книгами, пока не особо известны. Они и вызывают любопытство. Если выживут.) - × × ×
14. Мне по-прежнему кажется, что «социальное чтение» — это оксюморон, но есть очень большой запрос на цепочку «выбрать/найти книгу — начать читать (не бросить) — прочитать — отнестись, обсудить — порекомендовать». Собственно, нелёгкая судьба Амазона и его покупок Shelfari и Goodreads ровно про удовлетворение этих желаний. Но это не социальное чтение, это именно переход от фазы (социального) выбора к (личному) чтению и затем к (социальному/публичному) высказыванию и взаимной поддержке. Поэтому, скажем, трёп во время чтения только вредит всему, а вот обсуждение цитат в отдельном лобби — очень круто. - × × ×
15. Бигдата даёт писателям обратную связь о чтении. Для тех, кто не умеет писать по приборам, это покажется ненужным, но учтём вот что: а) те, кто пишет нон-фикшн, начнут писать его эффективнее, б) те, кто пишет фикшн по приборам (для понятных запросов, с навыком саморедактуры), начнут писать его более продаваемым, в) те, кто анализирует тренды, начнут учиться их задавать (а это большой рынок идеологии), г) те, кто редактирует, начнут сводить лучшие практики и учить обычных авторов (которые не умеют по приборам в пункте а) писать эффективнее. С одной стороны, неизбежно кто-то, заставленный молиться, лоб расшибёт (и начнёт портить тексты на потеху публике). С другой, этот инструмент даст большой всплеск _хороших_ и _читаемых_ текстов, заточенных под специфику нашего внимания и чтения. На очереди чтение в фМРТ и PT-сканерах и выводы нейропсихологов о том, как что лучше делать. - × × ×
16. Новые бизнес-модели цифровой собственности и услуги, которые рвут издателям все шаблоны: аренда (выдача книги на время), подписка на каталог (все книги каталога на ограниченное время), покупка бандла (пачка книг дешевле книг по отдельности, книга+файл), подписка на сервис (книги бесплатным бонусом в дополнение к удобному каталогу/библиографическим услугам, печати или ресёрчу), десятки форматов промо, скидок, выкладок, рассылок, кобрендинга и франчайзинга. И тот же краудфандинг, наконец (когда сто человек в коммуне скинулись и купили на всех одну книгу, или не одну). Рвёт. Башню. - × × ×
17. Путь читателя окончательно стал упираться в системы рекомендаций самых разных мастей — по жанрам, спискам продаж и мнениям экспертов, мнениям народа, мнениям друзей — потому что приходить в магазин за книгой можно, но получишь ты при этом скорее всего просто что-то актуальное и продвигаемое самим магазином. В условиях нехватки времени на анализ и квалифицированный выбор, этого хватит для того, чтобы быть в тренде, но нетривиальное так не найти. - × × ×