Вообще, конечно, истории и конкретные факты и детали в рассказах — это связанные вещи, но работают совсем по-разному (и по разным причинам). Ну и хорошо.
Факты работают за счёт того, что служат основой для создаваемого мозгом субъективного понимания, и воспринимаются людьми именно как «нейтральный кусок знания». Для манипулятора здесь широкий фронт для работы с правильным порядком изложения, поворотом нужными гранями и управления рамкой (тем, какие вещи видны) и ракурсом (в каком виде видна ситуация и с какой стороны падает свет и где гравитация). - × × ×
Детали работают за счёт того, что они подменяют и «изображают» для аудитории фокус внимания. Это автоматически вводит в ментальную модель нужные акценты и подробности, оживляет её. По тем же причинам работает подмена памяти рекламой, ложная память возникающая при чужом пересказе. Кроме того, мозг заточен на поиск скрытых образов в стогу внешних стимулов, и ворох деталей очень мозгу помогает. - × × ×
Истории работают не просто «потому, что так интереснее» (почему интереснее именно истории?), а благодаря внутренней заточенности мозга и памяти на работу с повествованием, т.е. внутренне связанной последовательностью действий, наблюдений и событий. Проще говоря, мозг живёт историями. Поэтому при встрече с новой историей он испытывает меньшую «неестественную» нагрузку на сознание и мышление, которым в меньшей степени приходится разбираться в том, как что и с чем связано. Благодаря этому, отчасти, и возник жанр художественной литературы: в механизме мышления нет никаких средств для жёсткой проверки истинности событий, но есть чёткие шаблоны для восстановления «локально заданной логической системы» и дальнейшей проверки того, соответствует ли происходящее этому шаблону. #рассказывание_историй • #схватил_за_мозг - × × ×